Дерево в моделях карет и повозок.
Занимаясь моделизмом, я некоторое время посвятил изготовлению моделей гужевого транспорта. Работал в нескольких масштабах. В масштабе 1:30 для собственной коллекции и в масштабах 1:10 и 1:20 когда заказывали музеи. Для того чтобы сделать модель кареты или повозки приходилось проводить большую предварительную работу по изготовлению чертежей. В основном чертежи делались по собственным обмерам объектов в музеях и фотографиям. Иногда везло, и в руки попадались чертежи, в основном из иностранных изданий. Так или иначе, за годы накопился довольно внушительный архив. Приходилось даже делать чертежи для киностудий. При создании моделей, таких как, например, царская карета времён Елизаветы Петровны (фото 1), использовал в основном дерево. Эта модель сейчас хранится в Брянском областном краеведческом музее. Делать резьбу на карете следовало из мелкослоистой древесины. Применял липу, грушу, клён. При изготовлении других образцов приходилось применять и берёзу, и самшит, и ясень. Модели «разьезжались» по СССР. В Киев, Смоленск, по музеям Брянской области. Особенно интересно было делать экипажи с резьбой в небольшом масштабе. Примером могут служить русские сани (фото 2). Иногда приходилось делать модели по виду очень простые, но эффектно смотрящиеся особенно в диорамах. Таковой является модель фургона переселенцев времён Дикого Запада в Америке (фото 3). К моему великому сожалению не осталось фотографий диорам с экипажами и лошадьми. А их было множество. Начиная от диорамы с видом русского постоялого двора до великокняжеского выезда. Но приятно осознавать, что они радуют множество людей, смотрящих на них в музеях.
Сергей Васильевич Войцехович, страница в контакте